г. Москва, Рублевское шоссе, д.48/1, каб. 67
Содержание:
С 1 августа 2022 года вступило в силу Постановление Правительства Москвы от 02.02.2022 № 94-ПП 94 “Об изменении внешнего архитектурного решения нежилых зданий, строений, сооружений в городе Москве”. Согласно этому документу изменения фасадов (поверхностей) в столице требует обязательного согласования. В этой публикации Вы найдете ответы на вопросы, касающиеся новых правил, требований и порядка согласования преобразований во внешнем облике зданий.
До декабря 2018 года нормативных документов, регламентирующих изменения архитектурного облика нежилых зданий, не существовало. Эти работы велись на основе нескольких действующих ненормативных актов, проектная документация согласовывалась в Москомархитектуре, а затем изменения регистрировали в Росреестре. Но в 2018 году вследствие отсутствия законодательной базы по данной тематике действия Москомархитектуры по согласованию изменений лицевой стороны зданий фасадов были обжалованы, а сама процедура полностью упразднена.
В последующие три года сложилась парадоксальная ситуация – никаких новых правил на федеральном или региональном уровне не вводилось. Росреестр, руководствуясь Законом города Москвы от 1 июля 1996 года № 22 “О поддержании в исправном состоянии и сохранении фасадов зданий и сооружений на территории города Москвы”, продолжал требовать согласовывать проводимые работы с Москомархитектурой, а она таких согласований не производила.
Результатом сложившегося положения были постоянные отказы из Москомархитектуры и Росреестра, обжалования в Арбитражном суде, но реального решения проблемы не было.
В конце 2021 года Правительство Москвы отменило вышеупомянутый Закон № 22, а 2 февраля утвердила Постановление № 94, которое и стало необходимой нормативной базой для согласования изменений фасадов нежилых зданий. Оно ликвидировало пробелы в законодательстве в этой области, и теперь можно беспрепятственно вносить согласованные изменения в ЕГРН.
Постановление регламентирует, как можно изменять наружную стену нежилых домов, каким требования предъявляются к проекту этих изменений; какие разделы должно включать техническое заключение о допустимости и безопасности планируемых работ.
Документ состоит из текста самого постановления и регламента, в который входят два раздела:
Перечень нежилых объектов, подпадающих под действие Постановления №94, содержится в п. 1.2 Приложения 1. В этот список входят следующие объекты:
В этот перечень не входят промышленные, производственные объекты, складские помещения, отели, апарт-отели.
Информацию о назначении объекта можно узнать из документов технической инвентаризации БТИ и базы данных ЕГРН.
В Постановлении также приводится список улиц, здания в черте которых подлежат обязательному согласованию изменения фасадов.
На объекты, не входящие в эти перечни, действия новых правил не распространяется, за исключением случаев, предусмотренных в п. 1.3. Постановления №94. Речь идет о зданиях – объектах культурного наследия. А также о строениях, имеющих нарушения требований по их использованию, или если на планируемые работы надо получать разрешение на строительство. И, разумеется, так называемый самострой.
Важно! Не требует согласования замена инженерных систем, замена, перенос и (или) установка дополнительного оборудования объектов капитального строительства.
Постановление №94 предусматривает достаточно много ограничений по изменению наружных стен нежилых зданий, которые ранее не были запрещены законодательно.
В этот список входят:
На некоторые нюансы в ходе ремонта надо обратить особое внимание.
Важно: При производстве любых работ, изменяющих внешний облик фасада, необходимо соблюдать его архитектурную концепцию. Не допускается монтаж каких-либо конструктивных элементов на декор здания. Запрещено перекрытие такими элементами оконных и дверных проемов смежных помещений, закрытие или перекрытие архитектурных элементов здания.
Витрина – это остекленная часть лицевой стены магазина, торгового комплекса, музея и т.д., которая предоставляет обзор со стороны улицы экспозицию товара или иных предметов внутри помещения.
В Постановлении №94 содержатся строгие нормативы создания и изменения витрин.
Разрешается создание витрин в пределах параметров существующих элементов здания (допускается вынос за внешние стены здания не более 1 м). Возможна точечная опора на землю и заглубление не более 0,3 м без организации помещений. Витрины должны соответствовать общему внешнему облику здания.
Витрины не должны:
В кратком изложении согласование изменений в лицевой стене нежилых зданий производится по следующей схеме. Первый этап – разработка проекта и технического заключения проектной организацией, являющейся членом СРО. ТЗ может быть в составе проекта или отдельным документом.
Проект должен содержать графическую и текстовую часть, выполненные согласно действующим регламентам для таких работ. Сюда входят планировочные, архитектурные и другие решения, противопожарные мероприятия, план благоустройства территории, обеспечение доступности маломобильным категориям населения и т. д. К решениям должны прилагаться чертежи, расчеты и другие обоснования.
Все документы должны содержать достоверную информацию, быть оформлены надлежащим образом и направляться уполномоченным лицом. Услуга оказывается в электронном виде, поэтому вся документация, включая проектную и техническое заключение, должна быть переведена в электронный формат.
Заявление о согласовании изменения фасада здания может подать собственник объекта недвижимости, на котором намечено произвести изменения. Если имущество находится в городской или федеральной собственности, с заявлением обращается правообладатель. Это также может сделать уполномоченное доверенное лицо.
Специалист Москомархитектуры может дополнительно запросить или Вы можете предоставить самостоятельно:
При отсутствии в представленном Вами пакете какого-либо документа специалист Москомархитектуры заказывает его в порядке межведомственного взаимодействия.
Согласовать ранее произведенные изменения наружных стен нежилых зданий, строений, сооружений, расположенных в Москве в пределах внешних границ Садового кольца, необходимо не позднее 1 октября 2023 г. При нарушении этого требования изменения будут считаться незаконными и правообладатель понесет административную ответственность.
Крайний срок для остальных объектов, предусмотренных в Постановлении, – 1 января 2026 года.
Решение, Заключения, Заключения по ранее выполненным работам должно быть выдано в течение 20 рабочих дней.
Решение о продлении – не более чем 9 рабочих дней.
Сроки могут быть приостановлены по следующим причинам:
Срок обследования объекта по завершении согласованных работ – до 6 рабочих дней.
Основания для аннулирования выданных ранее разрешительных документов в НПА предусмотрено только два. Первое – вступивший в законную силу судебный акт об отмене Решения или Заключения Москомархитектуры. Вторая – документальное подтверждение от государственных, судебных или правоохранительных органов о нарушении прав третьих лиц вследствие произведенных изменений на фасаде.
Главное новшество – законодательное оформление порядка согласования вносимых во внешний облик зданий изменений. До 2018 Москомархитектура давала или не давала свое согласие, исходя из собственных приказов и нормативов. В результате решения нередко опротестовывались и заявителями, и госорганами. Принятое Постановление придает процедуре четко оговоренный порядок.
Характерная особенность принятого документа – сходство с прописанной в Постановлении №508 процедурой согласования перепланировки нежилых помещений в многоквартирных домах столицы. В обоих документах прописан различный подход к проектируемым или ранее выполненным работам.
Согласно новым правилам, проектная документация должна содержать сведения о конструктиве объекта, соблюдении норм безопасности на нем, данные об окружающей застройке. Ранее таких данных не требовалось.
Постановление также содержит порядок согласования, при необходимости, проекта и технического заключения в Департаменте культурного наследия.
Оставить заявку
Задать вопрос
Спасибо! Ваш заказ получен. В ближайшее время с Вами свяжется наш менеджер для уточнения деталей заказа.
Ok